Миллиарды на расшифровку генома человека потрачены. Почему нет результатов?
Проект по расшифровке человеческого генома, это беспрецедентный проект, сравнимый с полетом человека на луну, был начат в 1990 году, под руководством Джеймса Уотсона под эгидой Национальной организации здравоохранения США.
Стоил этот проект три миллиарда долларов. Предполагалось, что это будет революцией в медицине.
На состоявшейся в Белом доме летом 2000 года церемонии представления первого варианта «книги жизни» президент Билл Клинтон заявил, что расшифровка генома человека приведет к «революции в диагностике, предупреждении и лечении большинства, а возможно и всех болезней человека».
С расшифровкой генома считалось, что наступит эра персонифицированной медицины, то есть медицины, свойственной каждому отдельному человеку.
Ученые считали, что расшифровка генома позволит лечить многие заболевания на генном уровне. Но этого не произошло.
12 февраля 2001г. сразу две большие, независимые друг от друга группы учёных сделали заявление о полной расшифровке генома человека. Это заявление вызвало к генетике новый повышенный интерес, потому что нас давно волнует – почему мы бываем душевнобольными, способными к творчеству, навязчивыми, уязвимыми и т.д.? Какова роль в этом наших генов и веществ окружающей среды? Что первично, что вторично – «курица или яйцо»?
Но ученый мир ждало разочарование. Оказалось, что количество наших генов в ДНК вместо предполагаемых 100 000 оказалось лишь 30 000.
К примеру, в геноме круглого червя их 19 000, т.е. по количеству у нас на треть больше. Или в пять раз больше, чем у пекарских дрожжей. Другой удивительный факт, что количество наших генов совпадает с таковым у мышей. Более того, мы отличаемся от мыши всего 300 другими генами, а 113 (или более) вообще заимствовали у вирусов и бактерий. «Фактически, пишет в своём сообщении Dr. Claverie, с 30 000-ми генов, каждый из которых прямо взаимодействует в среднем с 4-5ю другими, человеческий геном не более сложен, чем современный реактивный самолёт, который содержит 200 000 уникальных частей, каждая из которых взаимодействует в среднем с 3-4 другими». /The New York Times, Feb,13,2001/
Кроме того, в геноме человека обнаружились «зияющие пустоты», казалось бы, не выполняющие никаких функций (генетический «хлам»). В ДНК человека найдены следы генетического материала неандертальца и т.д. Все это необходимо теперь осмыслить и объяснить.
Итак, ростки нового, которые появились с окончанием работы над проектом, не принесли обещанных плодов медицине.
В повседневную медицинскую практику вошла лишь какая-то горстка новых генетических тестов, да и то большая их часть – это результат открытий, сделанных до обнародования результатов открытия генома человека.
Почему это произошло? Что такое генетический «хлам» в наших хромосомах? Умалять этот проект невозможно. Но рассматривать геном человека необходимо с позиций законов хаоса (HAT medicine).
Посмотрев на генетическую карту человека, мы должны учитывать не само присутствие или отсутствие гена, а расположение его относительно других генов, находящихся близ него, а также на определенном удалении.
Мы знаем, что длинная молекула ДНК изменяет свою пространственную структуру. Если она находится в «неактивном» состоянии, то она свертывается в определенную фрактальную структуру, называемую хромосомами.
Изменение расположения только одного гена может привести к изменению пространственной структуры всего участка хромосомы. Это приведет к изменению функции, например, к изменению синтеза определенного белка.
Эта фрактальная структура может на определенных участках отличаться. Именно эти участки (фрактальная структура) обеспечивает какую-то определенную функцию, характерную для человека.
В ряде случаев, хромосомы начинают раскрываться, меняется их фрактальная структура. Изменение этой структуры приводит к тому, что гены, отвечающие за одни функции, могут выполнять другие.
Раскручивание, а затем восстановление четвертичной структуры (изменение фрактальной структуры) может приводить к определенной последовательности в делении клеток.
Кроме того, один и тот же ген может в зависимости от условий (в соседстве с какими генами он расположен), может быть причиной совершенно различных заболеваний.
Например, приводимый нами случай. Наблюдавшийся в нескольких поколениях генный дефект, приведший к развитию пигментной дистрофии сетчатки.
У отца девочки с пигментной дистрофии наблюдались ангиоидные полосы (другая наследственная патология сетчатки). А у двоюродного брата – белоточечковая дистрофия сетчатки.
Трудно предположить, что у них у всех был разный патологический ген, приводящий к разным заболеваниям. По-видимому, один и тот же ген в зависимости от условий развития или от влияния соседних генов, привел к развитию разных наследственных заболеваний сетчатки.
Некоторые крупные генетики считают, что основной подход к выяснению генетических корней заболеваний – поиск наиболее распространенных генных вариантов неэффективен.
Об этом свидетельствует и вся философия HAT medicine.
В одних случаях может проявиться действия гена, а в других – нет. Здесь также может действовать "закон бабочки".
Традиционная генетика не способна уловить все тонкости функционирования генов и их роли в развитии того или иного заболевания. Для решения многих вопросов необходимо учитывать роль фрактальных структур и их различий в генетической последовательности нуклеотидов в функционировании организма и развитии патологии.
Комментарии
- Комментарии не найдены
Оставьте свой комментарий